Распятие. Т.Е. Мягков. 1840-е годы. Московский храм святителя Николая в Кузнецкой слободе.
В 2016 году режиссёр Николай Досталь снял фильм «Монах и бес». Кинокартина сразу стала популярной и многие верующие рекомендовали её к семейному просмотру, в том числе и священнослужители. Оставим в стороне безспорные художественные достоинства фильма, а порассуждаем, есть ли в нём что-нибудь антихристианское. Для нас важно прежде всего это.
Почему вопрос поставлен именно так?
Потому что один из священников, который вёл до недавнего времени видеоканал на Ютубе под названием «Киберпоп», так и заявил, что в фильме нет ничего антихристианского и его можно спокойно смотреть.
Киберпоп протоиерей Андрей Федосов.
Создатели фильма рассказали, что основой для сюжета стала среди прочего житийная история святителя Иоанна Новгородского, когда он, связав молитвой беса, повелел ему отнести себя в Иерусалим.
Святитель Иоанн Новгородский.
По моему мнению, сравнение истории борьбы святого XII века с бесом и то, что мы видим на экране, является большой натяжкой.
Святой старец в отличие от киношного монаха не заводил дружбу с духом злобы, не сочувствовал ему, а вел с ним безпощадную духовную брань.
Киносценарист вложил в уста монаха слова немыслимые не только для святого Иоанна Новгородского, но и для любого христианина. Главный герой решил продать свою душу ради посещения Иерусалима и храма Гроба Господня.
Кадр из фильма. Монах продает душу дьяволу.
Абсурд этой ситуации очевиден. Можно по-другому поставить вопрос. Как можно продать свою душу дьяволу ради того, чтобы чуточку побывать в Царстве Небесном? Ведь, судя по всему, монах сравнивал Святой город с Небесным Иерусалимом. Настолько он хотел туда попасть.
Иерусалим.
Но какое же отчаяние должно было накрыть бедного монаха после кратковременного посещения святого места, ведь теперь вечная погибель и не видать тебе Царства Небесного как своих ушей. Да и бесу какой резон был нести бедного монаха в Иерусалим, если тот уже согласился на продажу своей души?
Но для создателей фильма, как и для тех, кто рекомендует его к просмотру, логика явно не в приоритете.
Фильм, снятый достаточно интересно, имеет ряд неразрешённых вопросов и откровенных ляпов. Одной из неочевидных для зрителей ошибок является неверное наименование главного церковного управления России тех времён – Святейший Синод почему-то упорно на протяжении всей кинокартины называют Священным. Напомню, что до революции Синод именовался Святейшим. Такая вроде бы малая ошибка говорит о качестве исторической составляющей фильма. Хотя, справедливости ради надо сказать, что работа, в основном, проделана неплохая по сравнению с другими кинокартинами.
Когда бес в виде архиерея зашёл в келью настоятеля монастыря, игумен почему-то не взял благословения у мнимого владыки ни в начале, ни перед уходом.
Кадр из фильма. Бес в виде архиерея в келье настоятеля монастыря.
Требование того, чтобы взяли благословение особенно характерно для архиереев, да и для священников, одержимых страстями. Они особенно болезненно реагируют на то, когда у них не берут благословение. Их самолюбие уязвляется, что говорит само за себя. А тут бес в виде архиерея даже не обратил внимания на то, что ему не оказывают почтение.
Но справедливости ради заметим, что зритель уже давно привык к такого рода неточностям. Это из разряда американских фильмов про Россию, российских фильмов о заключённых и тому подобное.
Самое, наверное, фантастическое в фильме это то, что бес воплотился. Как? Поначалу, можно было понять, что только одержимый монах его видит, как в общем-то и бывает с некоторыми бесноватыми. Но в фильме дух злобы существует не в мнимом, а в настоящем человеческом теле. Этот вопрос так и остался неразрешённым до конца фильма.
Кадр из фильма. Иерусалимский цирюльник напильником равняет рожки воплотившемуся бесу.
Но главная фантастика кинокартины заключается в бесовском покаянии. Хотя… И о таком можно услышать в наше время. По сути ничего нового нет, о чём и в Библии говорится: «Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:9,10).
Для наших современников уже известен рассказ, в общих чертах, подходящий под сценарий фильма. Его авторство приписывают архимандриту Гавриилу (Игошкину), прославленному во святых на архиерейском соборе в 2000 году.
Архимандрит Гавриил (Игошкин; 1888-1959).
На самом деле корни этой басни уходят глубоко в историю. Вот её краткое содержание.
Во время молитвы некоему монаху явился бес и начал искушать его. Тогда подвижник обратился к демону с предложением, чтобы, тот спел песнь, которую он некогда, будучи ангелом, исполнял на небесах, а взамен монах продаст свою безсмертную душу дьяволу. Бес рассудил, что ради такого улова можно и спеть. Но когда он начал исполнять славословие Богу, то просветился, стал ангелом и улетел на небо, а подвижник за то, что смог обратить беса, был прославлен.
В разных вариациях эта история ходит по сей день среди церковного народа. Мне самому приходилось слышать её не только от простых монахов, но и от одного архиерея, который полагал, что тем монахом будто бы был преподобный Савва Освященный. Что, конечно, является откровенной выдумкой.
Но вернёмся к кинокартине.
Фильм, разбавлен юмором, поговорками и общественно-полезной деятельностью с бесовской помощью.
Кадр из фильма. Монах с бесовской помощью стирает бельё.
Опять же про то, что бесы не могут приносить пользу, во всяком случае, чтобы в конце концов не навредить, зритель не узнаёт. Ведь фильм «православный», потому должен вызывать только положительные эмоции. Зачем людям знать правду? Зачем их грузить учением Церкви об ангелах и демонах? Зачем людям вообще знать, что демоны по своей ангельской природе безплотны и, соответственно, не могут иметь потомства и прочее? Зачем, в конце концов, знать, что бесы не способны к покаянию? Это же притча!
Падение денницы.
Однако притча, хоть и является сочинением, но никогда не переходит границы вероучения, если это, конечно, христианская притча.
В данном же фильме мы видим сказку с элементами различных ересей и бабьих басен. Самую главную, основополагающую басню этого фильма можно выразить так: «Бес покаялся – это же так мило!».
Зрителю предлагают послушать беса после его появления в лесном скиту. Уж это то народ православный, к сожалению, любит! В помощь в этом нехристианском деле предлагаются не только книги с откровениями бесов, но и видеосюжеты с кричащими, воющими, изрыгающими проклятия и просто говорящими одержимыми людьми. Так и фильм «Монах и бес» предлагает очередную трансляцию из глубин ада.
И что же там бес скажет? А ничего нового: то, что Христос не Мессия, т.е. не Спаситель мира, попутно знакомя главного героя с памятью своей бабушки. Да, той самой бабушки.
Булгаковский Воланд так же вещал про Господа Христа своё, описывал иную жизнь Спасителя, совсем не евангельскую, попутно клевеща на апостола Матфея.
Булгаковский Воланд.
Неприятна, болезненна демонам Голгофская жертва Спасителя, вот и открывают человеку «тайное знание», что Христос не Мессия, т.е. не Спаситель вовсе. А православные сидят перед экранами и слушают, внимают словам бесовским.
Критика со стороны монаха на кощунственные слова демона выглядит в фильме как-то убого, главный герой после хулы на Господа, подобно древней Еве продолжает беседу с тёмным духом.
Демон в конце кинокартины, в отличие от истории с ангельской песнью, хоть и не возвращается на небо, но в конце концов встаёт на путь покаяния.
Кадр из фильма. Бес спрашивает о покаянии.
Он спрашивает своего друга монаха, как можно ему, бесу, покаяться?
В фильме звучат слова, взятые из древнерусской повести XIV века о кающемся бесе Зерефере, который спросил, как ему, бесу, можно покаяться.
История повествует, что старец на вопрос демона ответил так: «Послушай же о том, как тебе совершить покаяние. Так говорит Господь: «Проведи три года на одном месте стоя, обратясь к востоку и громко взывая денно и нощно: “Боже, помилуй меня, древнюю злобу!” — и скажи это 100 раз. И затем снова 100 раз скажи: “Боже, помилуй меня, мерзость запустения!” И в третий раз еще 100 так скажи: “Боже, помилуй меня, мрачное заблуждение!”» И так говори, воздыхая Господу беспрестанно. И, поскольку у тебя нет тела, трудно не будет тебе и не устанешь. Когда же совершишь это со смирением, тогда принят будешь в свой первый чин, причтешься к ангелам Божиим”.
И что же демон? Древняя повесть отвечает на этот вопрос так: «Зерефер же лживый отверг путь покаяния, громко рассмеялся и сказал старцу: «О калугер! Если бы я хотел назвать себя древней злобой, и мерзостью запустения, и мрачным заблуждением, то кто-нибудь из нас прежде это уже сделал бы и спасся. Ныне же не будет того, и кто назовет меня древней злобой? Я даже и доныне дивен и славен, и все в страхе повинуются мне. И я сам себя назову мерзостью запустения и мрачным заблуждением? Никогда, калугер, нет! Я даже и доныне повелеваю грешниками. И сейчас так унижу себя? Никогда, калугер, не бывать тому, чтобы я себя такому безчестию подверг». Сказал это дьявол и тотчас стал невидим... Зерефер же лживый отверг путь покаяния».
Духовная брань подвижника с бесами.
Старец же, встав на молитву, поблагодарил Бога, говоря: «Истинно сказал, Господи, что древнее зло новым добром быть не может».
Этот рассказ вполне соответствует православному учению. Чтобы не быть голословным, приведу слова из книги «Точное изложение Православной веры», написанной преподобным Иоанном Дамаскиным: «После падения для них (для демонов) невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти».
Преподобный Иоанн Дамаскин.
Но создателям фильма эта истина неведома, или просто показалась скучной, поэтому они заканчивают фильм тем, что пришёл бес, ставший человеком, в монастырь Богу служить.
У меня к создателям фильма вопрос: почему же, если покаяние так просто даётся, грешники – особенно это касается тех, кто в рясах, – никак в монастырскую портомойню не придут? Им то проще, чем бесу. Они же регулярно поют славословие Богу на службах, на святых местах бывают, в Иерусалим не по разу в год ездят?
Может быть не всё так просто? Может всё-таки нужно помнить о том, что покаяние – это великий труд? Может не стоит придумывать кощунственные байки ради поклонения киношному идолу под названием «Я так вижу»?
Фильм, как я полагаю, воспитывает несерьёзное отношение к серьёзным вещам, проповедует странную снисходительность к бесам. Но вспомним Писание, как Бог называет Дьявола? – человекоубийцей от начала. А как призывает относиться к людям? – прощать и любить и молиться за них.
Тем же, кто всё-таки полагает бесовское покаяние возможным, кто возмущён нашей христианской принципиальностью, я посоветую оглянуться на своих близких, направить энергию всепрощения не на демонов, которых вы не видите, а на тех людей, кто вполне осязаем, но которых вы ни терпеть, ни видеть не можете.
Люби ближнего своего.
В связи с этим, вспомним слова апостола Павла, сказанные им христианам Коринфа: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2 Кор. 13:5).
И в другом послании первоверховный убеждает нас с любовью относиться прежде всего к близким своим, обозначая основные её признаки: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4-8).
Божией всем помощи!
Рай — Небесный Иерусалим. Композиция северной алтарной двери Благовещенского собора Сольвычегодска. 1570-е г.г.
Комментарии
нет комментариев.
Оставьте комментарий